Главная страница » Статьи » Суметь договориться

Суметь договориться

Программы энергоэффективности ждут партнерства власти и бизнеса

Мария Шилина, замдиректора департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК министерства энергетики:

— В рамках госпрограммы ежегодно выделяется по 10 миллиардов рублей на предоставление государственных гарантий по кредитам на проекты в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. За прошедшие два года эти средства ни разу не были выбраны. Это серьезная проблема, которая требует решения. Сейчас мы вместе с минэкономразвития готовим изменения в правила предоставления госгарантий. Планируется вдвое снизить требования к минимальной стоимости проекта и в целом упростить процедуру получения господдержки.

Кроме того, мы предлагаем распространить госгарантии на проекты в сфере развития возобновляемых источников энергии. К 2020 году на них должно приходиться 4,5 процента всей вырабатываемой в России энергии. Это достаточно серьезный показатель. К сожалению, по нему мы тоже пока идем с отставанием. Однако работа в этом направлении ведется. Надеемся, что ситуацию поможет улучшить в том числе и реализация наших предложений по распространению механизма госгарантий на проекты в сфере альтернативной энергетики.

Добавлю, что в этом году были ужесточены требования к регионам, которые в рамках госпрограммы претендуют на получение субсидий от государства. Из 70 заявок одобрили 36. Мы считаем этот подход правильным. Есть смысл давать деньги только тем регионам, где действительно занимаются энергосбережением и повышением энергоэффективности.


Игорь Башмаков, директор Центра по эффективному использованию энергии:

— В госпрограмму был заложен такой механизм господдержки, как госгарантии. Имелось в виду, что государство будет заключать некоторое подобие того, что в зарубежных странах называется долгосрочными целевыми соглашениями по повышению энергетической эффективности. То есть, когда государство договаривается с целой отраслью или отдельными крупными промышленными или транспортными холдингами о том, что они обязуются повышать энергоэффективность на своих объектах, а взамен предоставляет им какие-то льготы. В данном случае речь как раз и шла о госгарантиях по кредитам.

К сожалению, пока этот механизм не заработал. Есть проблемы, связанные с тем, что минимальный объем ресурса, который может быть по этим условиям предоставлен, очень значительный. Буквально 10 компаний в России могли бы воспользоваться господдержкой на таких условиях. Но эти 10 компаний и так имеют хороший доступ к кредитным ресурсам, и в госгарантиях не нуждаются. Поэтому порог суммы, которая может быть использована в рамках механизмов, предусмотренных госпрограммой, нужно снижать.

Вообще, сейчас в России примерно 50 процентов промышленных предприятий занимаются повышением энергоэффективности на своих объектах самостоятельно. То есть государство их никак к этому не мотивирует. В то же время в западных странах действует достаточно много механизмов частно-государственного партнерства в этой сфере. Мы бы могли этот опыт позаимствовать.


Мария Крючкова, помощник руководителя рабочей группы по вопросам энергообеспечения и энергоэффективности Общественной палаты:

— Наша рабочая группа была создана в 2009 году. Она активно участвовала в разработке предложений по внесению изменений в профильный 261-й закон об энергосбережении и энергоэффективности. Сейчас мы продолжаем проводить мониторинг тех мероприятий, которые реализуются в рамках закона и госпрограммы. Помимо тех проблем, о которых упоминали участники «круглого стола», на наш взгляд, есть определенный негатив, связанный с проблемами проведения энергоаудитов. Это специальные обследования, помогающие понять, насколько эффективно тот или иной потребитель использует энергию, много ли у него потерь и что он делает для того, чтобы исправить ситуацию. Результатом такой инспекции становится выдача энергетического паспорта. Так вот, как правило, конкурсы на проведение энергоаудитов выигрывают компании, не обладающие необходимой компетенцией и ресурсами. В результате многие энергетические паспорта составляются под шаблон, то есть «для галочки». Это никак не способствует повышению энергоэффективности в нашей стране.

 

Дорогая энергия!

Внедряй энергосберегающие проекты, автономные, возобновляемые источники энергии, разрабатывай Программы повышения энергетической эффективности предприятия

Смотрите также

Тормоза внедрения

Деловой интерес № 42 (162) 12 ноября 2015 года Что мешает Прикамью эффективно использовать технологии энергосбережения? «Богат не тот, кто много имеет, а тот, кто сберегать

Реестр энергосервисных компаний – членов АЭЗУ, оказывающих услуги в сфере энергосервиса — Разработка и внедрение приборов учета электроэнергии, тепла, газа, воды, АСУ ТП и технологий в различных отраслях промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и аграрного сектора.

Ответим на любой вопрос