Главная страница » Статьи » Кого обманывает российский киловатт-час?

Кого обманывает российский киловатт-час?

С чем приходим в ВТО?
Если не принять срочных мер, мы окажемся там бедными родственниками

Павел Агапов

По приглашению Ассоциации энергетиков Западного Урала в Перми побывал депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Рафаэль Гималов. С ним побеседовал обозреватель IN.

Рафаэль Имамович, в последнее время призывы повышать энергоэффективность не слышны разве что только из утюга. Нет ли у вас впечатления, что она уже становится неким объектом спекуляций?

В определенной мере, да, становится. Но тут нужно понимать одну непреложную истину: энергоэффективность – не самоцель, а условие выживания как страны в целом, так и отдельного ее гражданина, в частности. От того, насколько успешно будут решаться в России проблемы энергосбережения и энергоэффективности, зависит сохранение и нашей страны, и нашей уникальной цивилизации.

Имеете в виду наши позиции на внешнем рынке?

Безусловно! Мы не можем себе позволить такой роскоши, как быть там слабыми: нас тут же съедят. Если энергоемкость валового продукта в нашей стране в три с половиной раза выше, чем на Западе, то во столько же раз ниже конкурентоспособность российских товаров.

Вы затронули тему нашей уникальности. А в чем она?

По данным экспертов Высшего экологического совета нашего комитета, на рубеже XIX-XX веков Российская империя занимала почти шестую часть суши, где проживала также шестая часть землян. Сегодня россиян – лишь два процента населения планеты. Представляющих же ценность ресурсов на нашей территории – более 40 процентов от общемировых: это – недра, питьевая вода, плодородные почвы, углеводороды, минералы и т. д. Да, эти богатства у нас пока остается национальными, но такая диспропорция между ними и количеством населения увеличивает угрозу насильственного перераспределения ресурсов. У лидеров глобализации вызревает (и это они не особенно скрывают!) планы по отторжению ресурсов у нас, россиян.

И, что особенно тревожит, мы уже попали в так называемые ножницы: в России идет относительное уменьшение населения при росте энергозатрат на единицу выпускаемой продукции.

Ну и картинку вы нарисовали…

Не пугаю, а призываю задуматься над тем, куда и как мы идем. Наша российская, традиционно щедрая душа, весь наш менталитет не мирятся с суровой действительностью, заставляющей людей быть экономными: ну такие вот мы есть! А на Западе энергосбережение, например, — уже национальная стратегия, суть экономической политики. Пусть никого не смущают относительно низкие тарифы, к примеру, на электричество. Хотя многие уже считают, что и они – достаточно высоки. Но как тут не вспомнить пророческие слова гения XX века, российского академика Владимира Вернадского: «Рубль обманывает, не обманывает только киловатт-час». Наши эксперты и члены Ассоциации энергетиков Западного Урала разделяют это мнение: нам не дают подняться именно киловатт-часы на единицу продукции!

И это особенно важно сейчас, когда мы входим в ВТО, не так ли?

Конечно. Я с уважением отношусь к введенной у вас, в Пермском крае, более года назад программе энергосбережения и повышения энергоэффективности, рассчитанной на период до 2016 года. Но она, как, впрочем, и практически все остальные региональные программы в стране, разрабатывались фактически без учета ожидаемого вхождения России в ВТО.

А реальность такова, что цена на электричество у нас для промышленных предприятий растет гораздо быстрее, чем прогнозируемый индекс инфляции. И уже сегодня тарифы для них сравнялись с теми, что действуют в США, приближаются к стоимости электроэнергии в странах Евросоюза. Спрашивается, с какими конкурентными преимуществами мы собираемся выходить на внешний рынок?! В грядущих изменениях они, подобно шагреневой коже, сокращаются. А значит – возрастает риск потерять немало традиционных для России промышленных производств. И что особенно печально – оборонных

Рафаэль Имамович, но ведь кому как не вам, законодателям высшего уровня, нужно переходить от констатации фактов к реальному изменению положения дел…

Упрек принимаю. Действительно, наш парламент порой витает в облаках вместо того, чтобы спуститься на землю. Я уже говорил коллегам и сейчас повторюсь: роль законодателей всех уровней в борьбе за энергосбережение сводится порой к своевременному выключению лампочек и компьютеров в собственных кабинетах.

Вот почему я с таким уважением отношусь к деятельности Ассоциации энергетиков Западного Урала. Особенно радуют ее достижения в сферах энергоаудита, энергоменеджмента, повышения энергоэффективности социальной сферы, муниципальных образований и промышленных предприятий. Считаю, что опыт Ассоциации заслуживает всемерного распространения на общероссийском уровне. О вашей краевой программе я уже говорил, но добавлю: ее нужно серьезно дорабатывать. И, прежде всего, в области промышленной политики.

И обуздания аппетитов энергомонополистов?

А вот это – проблема федерального звучания. Вот, смотрите, тут будет уместно, на мой взгляд, связать большую экономику с потребностями каждой семьи. Поэтому в реальной жизни все гораздо сложнее. И это показал круглый стол в Госдуме, посвященный перспективам формирования долгосрочных цен и тарифов на энергоносители для потребителей. Мы обратили внимание на то, что уровень цен во многом зависит от субъективизма монополистов – сбытовых компаний. И еще – от отсутствия реального рынка энергии. Как водится, были выработаны предложения и рекомендации, но проблемы они, разумеется, не решили. Да и не могли это сделать.

Если мы обратимся к известному ФЗ-261, посвященному энергоэффективности, то увидим, что необходимые меры там прописаны. А значит дело сейчас – за политической волей власти.

Совсем скоро на Охотный ряд, в Госдуму, придет обновленный ее состав. Будем надеяться, что депутатам под силу окажется внедрение современных реалий, в том числе, — и в энергосфере страны.

Комментарий специалиста (к интервью Гималова)

Алексей Андреев, главный федеральный инспектор по Пермскому краю:

Вполне разделяю озабоченность Рафаэля Имамовича: действительно, без снижения энергоемкости отечественной продукции нам трудно будет рассчитывать на успех на внешнем рынке. Для решения поставленной Президентом РФ задачи – к 2020 году обеспечить снижение энергоемкости ВВП не менее, чем на 40% (по сравнению с 2007-м), на федеральном уровне сделано уже немало: практически завершено формирование нормативно-правовой базы энергосбережения, действует целый ряд постановлений правительства страны.

А в Прикамье с неплохим эффектом работает краевая программа, рассчитанная на период 2010-2015 годы; накоплен и используется опыт передовых промышленных предприятий, прежде всего, — членов Ассоциации энергетиков Западного Урала. Все эти и другие прогрессивные изменения в экономике края позволяют ему успешно достигать поставленных целей в сфере энергосбережения.

Однако на достигнутом останавливаться ни в коем случае нельзя: очевидно, что кардинально повысить энергоэффективность прикамской экономики можно лишь совместными, согласованными действиями федеральных и региональных органов власти, энергетиков и потребителей. И еще хочу пожелать всем участникам движения за снижение энергоемкости выпускаемой в Пермском крае продукции: не останавливайте серьезного, профессионального диалога, совместно находите выходы из всех сложных ситуаций! Прикамье в последние годы стало инновационной экспериментальной площадкой для отработки всего нового в области энергетики. И эту марку нужно удерживать на должной высоте.

Дорогая энергия!

Внедряй энергосберегающие проекты, автономные, возобновляемые источники энергии, разрабатывай Программы повышения энергетической эффективности предприятия

Реестр энергосервисных компаний – членов АЭЗУ, оказывающих услуги в сфере энергосервиса — Разработка и внедрение приборов учета электроэнергии, тепла, газа, воды, АСУ ТП и технологий в различных отраслях промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и аграрного сектора.

Ответим на любой вопрос